Tesla в июле-сентябре получила в восемь раз больше прибыли на один автомобиль, чем Toyota, несмотря на то, что продажи компании были более чем 7 к 1, как показывает анализ Nikkei, что позволило производителю электромобилей впервые с момента выхода на биржу в 2010 году выйти вперед по квартальной чистой прибыли.
В этом квартале Tesla получила чистую прибыль в размере 3,29 миллиарда долларов. При этом Toyota заработала 434,2 млрд иен - эквивалент $3,15 млрд, исходя из среднего обменного курса за период в 138 иен за доллар.
Tesla стала одним из самых прибыльных автопроизводителей в мире. Хотя ее чистая прибыль в июле-сентябре не дотянула до прибыли Mercedes-Benz, она обогнала и BMW, и Volkswagen. Ее маржа чистой прибыли составила 15% за квартал.
Снижение прибыли Toyota частично обусловлено чрезвычайными факторами. В настоящее время автопроизводитель несет повышенные расходы на материалы и электроэнергию для своих поставщиков. Рост расходов на материалы, включая помощь поставщикам, привел к снижению квартальной операционной прибыли на 450 млрд. иен ($3,07 млрд.).
Успех Tesla во многом обусловлен рентабельностью каждого из ее автомобилей. Группа Toyota продала за квартал 2,62 миллиона автомобилей, что в 7,6 раза больше, чем 344 000 автомобилей Tesla. Но ее чистая прибыль с каждого автомобиля составила около 1 200 долларов - всего одну восьмую от 9 570 долларов Tesla. Считается, что Tesla лидирует в отрасли по показателю чистой прибыли на проданный автомобиль, опережая даже таких игроков, как Mercedes-Benz.
Прибыль Tesla на один автомобиль особенно быстро росла с апреля-июня 2021 года. Инвесторы положительно отреагировали на рост прибыли, и по состоянию на понедельник рыночная капитализация компании примерно втрое превышала капитализацию Toyota, составляя около 655 триллионов долларов.
Такой разрыв является результатом принципиально разных стратегий, которых придерживаются два автопроизводителя. Toyota предлагает широкий спектр автомобилей, от бензиновых автомобилей до гибридов, электромобилей и автомобилей на топливных элементах, различных размеров и ценовых категорий.
Между тем, Tesla сосредоточилась исключительно на электромобилях. На Model Y и Model 3 приходится более 90% ее продаж, которые за два года почти удвоились, несмотря на их относительно высокие цены.
Уверенная в привлекательности своего бренда, компания Tesla без колебаний повысила цены, отреагировав на повышение стоимости материалов. Она также начала предлагать программное обеспечение для самостоятельного вождения в качестве дополнительной опции, опередив конкурирующих автопроизводителей.
"Главным фактором роста прибыли Tesla является объем продаж, затем повышение цен и рост продаж программного обеспечения для автономного вождения", - сказал Кодзи Эндо из SBI Securities.
Tesla устанавливает литьевые машины Giga Press, чтобы сократить количество этапов сборки. Кроме того, автомобили Tesla продаются напрямую через Интернет - метод, который предлагает более высокую маржу, чем продажа через дилерские центры.
Электромобили получают широкое распространение гораздо быстрее, чем ожидали эксперты. Boston Consulting Group в июне заявила, что доля EV в глобальных продажах новых автомобилей достигнет 39% в 2030 году, повысив оценку, сделанную годом ранее, на 11 пунктов.